Название документа

Дата документа(ДД.ММ.ГГГГ)

Раздел:

Документ

:

:

:

:

:

Название ленты новостей:

Название фотогалереи:

Галерея:

Название изображения:

Изображение

Меры профилактики

Нецелевое использование земельного участка

Нецелевое использование земельного участка признается правонарушением. В качестве субъектов правонарушения выступают граждане, юридические и должностные лица.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что собственники и пользователи земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В соответствии с п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий:

  • · земли сельскохозяйственного назначения;
  • · земли населенных пунктов;
  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • · земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • · земли лесного фонда;
  • · земли водного фонда;
  • · земли запаса.

Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ указанные земли, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

За нарушение правил целевого использования земли могут быть применены следующие формы воздействия:

  • · привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ);
  • · прекращение права постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения по ст. 45 ЗК РФ;
  • · расторжение арендного договора и изъятие земельного участка за нецелевое использование по ст. 46 ЗК РФ;
  • изъятие участка у собственника при обстоятельствах, зафиксированных в                 ст. 284 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Каждый случай нарушения правового режима использования земельного участка будет выявляться государственными и муниципальными структурами, а правонарушитель будет привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.

Наиболее важными моментами, которые учитываются при возбуждении административного дела по указанной статье являются:

  • · в качестве нарушителя могут привлекаться граждане, должностные лица или организации, владеющие участками на праве собственности или ином основании;
  • · для назначения наказания не имеет значения, наступили ли негативные последствия – санкции последуют за сам факт нецелевого использования;
  • · наказание назначается за пользование участком с нарушением категории и/или вида разрешенного использования.

Единственным видом ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ является штраф. Размер административного штрафа равен:

  • · если не определена кадастровая стоимость земельного участка

для граждан в размере от 10000 до 20000 рублей,

для должностных лиц - от 20000 до 50000 рублей,

для юридических лиц - от 100000 до 200000 рублей,

  • · в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка

для граждан в размере 0,5–1% кадастровой стоимости, но не менее 10000 рублей;

для должностных лиц - 1–1,5% кадастровой стоимости, но не менее 20000 рублей;

для юридических лиц - 1,5–2% кадастровой стоимости, но не менее 100000 рублей.

Административные дела за указанное правонарушение могут возбуждаться по инициативе прокуратуры, а также должностных лиц органов государственного земельного надзора.

Подать заявление или жалобу по фактам нецелевого использования земельных участков может любое заинтересованное лицо, либо такие случаи выявляются государственными и муниципальными земельными инспекторами.

Крайней мерой, которая может применяться за нецелевое использование, является принудительное изъятие участка.

Согласно ГК РФ и ЗК РФ основанием для принудительного изъятия земельного участка может являться ненадлежащее использование данного участка, а также неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используемого для соответствующей цели в течение трех лет (за исключением периодов стихийных бедствий и других уважительных обстоятельств), если более длительный срок не установлен федеральным законом

Принудительное изъятие проводится по решению суда при отказе (уклонении) собственником или владельцем земли устранить выявленное нарушение и привлечении к административной ответственности.

Факты нецелевого использования участков выявляются в ходе плановых или внеплановых проверок в отношении правообладателей земельных участков, при рассмотрении обращений граждан или иных заинтересованных лиц, при этом  предписание о прекращении нецелевого использования земельного участка или постановление о привлечении к административной ответственности может быть оспорено в установленном законом порядке.

Самовольное занятие земельного участка

Наиболее частым нарушением, которое совершают правообладатели земельных участков, является самовольное занятие земельного участка. Самовольное занятие земельного участка – это незаконное завладение территорией чужого земельного участка или его части без согласия правообладателя. Завладение чужой землей без законных оснований не только повлечет комплекс мер по защите нарушенного права, но и приведет к наложению административного штрафа.

Владение земельными участками может осуществляться гражданами и юридическими лицами на постоянной и временной основе, за плату или безвозмездно. Среди правовых и законных оснований для получения прав на землю можно выделить: выделение земельных участков во временное арендное пользование; приобретение земельного участка в собственность по договору купли-продажи; получение земельного участка по наследству; выкуп земельного участка у государства или муниципалитета по итогам аукциона; иные основания, перечисленные в Земельном кодексе РФ (далее – ЗК РФ) и Гражданском кодексе РФ (далее – ГК РФ). В каждом из перечисленных случаев постоянный или временный владелец земельного участка приобретает право на защиту своего права от противоправных действий третьих лиц. Эта защита может осуществляться и от самовольного занятия земельного участка.

Под самовольным занятием земли понимаются следующие ситуации:       

- противозаконные действия владельца земли, направленные на расширение площади своего участка путем вынесения элементов ограждения на границу своего земельного участка;

- перенос межевых знаков на чужую территорию;

- вынесение части здания или строения на чужую территорию, либо незаконное строительство на чужой земле;

- размещение имущества на чужом земельном участке без согласия надлежащего собственника;

- эксплуатация участка без наличия правоустанавливающих документов;

Правообладателями земельных участков (гражданами, юридическими лицами, публичными образованиями) при установлении самовольного занятия земельного участка могут предъявляться требования об устранении указанного нарушения.

Если этого не происходит, к нарушителю можно применить различные варианты защиты прав. Правообладатель земли обладает исключительными полномочиями по защите и восстановлению своих нарушенных прав, в том числе от самовольного занятия земельного участка. Среди вариантов защиты, которые предусматривают законодательные акты, можно выделить:

- самозащита нарушенных прав (например, перенос незаконных ограждений временного характера за пределы межевой черты);

- направление нарушителю письменного требования о прекращении противоправных действий;

- обращение в орган местного самоуправления, осуществляющий полномочия муниципального земельного контроля, либо в Управление Росреестра по Костромской области, наделенное полномочиями государственного земельного надзора, с целью проведения проверки законности занятия земельного участка и привлечения к административной ответственности;

- направление искового заявления в суд о привлечении нарушителя к гражданской ответственности.

Для предъявления претензий необходимо иметь надлежащие правоустанавливающие документы. Необходимо учитывать, что все несформированные земельные участки принадлежат государству, которое делегировало свои полномочия муниципальным образованиям. По этой причине на территории РФ нет бесхозных земель. Даже если на участок официально не оформлено право собственности, самовольное занятие земли будет являться нарушением государственных или муниципальных интересов.

За самовольное занятие земельного участка или части земельного участка законодательством предусмотрена гражданская и административная ответственность.

Меры ответственности по ГК РФ включают в себя:

- предъявление требования об освобождении чужой земли (целесообразно сразу подготовить и вручить письменное требование, так как это потребуется на стадии судебного обращения);

- направление претензии о компенсации убытков и упущенной выгоды от незаконного использования чужой земли;

- предъявление искового заявления в суды общей юрисдикции о принудительном освобождении земли, взыскании расходов на устранение нарушения (например, возмещение затрат на снос самовольно построенных объектов на чужой территории), взыскании убытков и упущенной выгоды.

Статья 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусматривает санкционные меры за самовольное занятие земельного участка или его части. Административные санкции за самовольное занятие земельного участка по статье 7.1 КоАП РФ различаются в зависимости от утвержденной кадастровой стоимости земельного участка. Кадастровая стоимость определяется по итогам государственной оценки земли и служит для целей налогового учета и взыскания штрафов. Если участок имеет определенную кадастровую стоимость, штраф будет взыскан в следующих пределах:

- для физических лиц – от 1 до 1.5% от кадастровой стоимости земельного участка, сумма штрафа не может быть менее 5000 рублей;

- для должностных лиц – от 1.5 до 2% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 20 000 рублей;

- для юридических лиц – от 2 до 3% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 100 000 рублей (необходимо учитывать, что в рамках данной статьи индивидуальные предприниматели приравнены к юридическим лицам).

Основаниями для составления протоколов по ст. 7.1 КоАП РФ являются плановые и внеплановые проверки органов муниципального земельного контроля или государственного земельного надзора, либо обращения лиц о фактах самовольного занятия земельных участков.

Взыскание сумм штрафов не устраняет иные меры ответственности. Даже после взыскания и уплаты штрафа самовольный захватчик обязан освободить чужой земельный участок, снести незаконные постройки и возместить причиненный ущерб. При отказе добровольно устранить нарушение и выплатить суммы наложенных штрафов, принудительное исполнение судебных актов будет осуществляться судебными приставами.