Название документа

Дата документа(ДД.ММ.ГГГГ)

Раздел:

Документ

:

:

:

:

:

Название ленты новостей:

Название фотогалереи:

Галерея:

Название изображения:

Изображение

Название раздела (на русском)

Название раздела (на английском, возможно использовать только английские буквы и цифры)

 Отображать в меню

 Отображать подразделы

Итоги проведения публичных обсуждений практики осуществления муниципального земельного контроля

27.09.2018 по адресу: Костромская область, г. Волгореченск, ул. Имени 50-летия Ленинского Комсомола, д.4, проведены публичные обсуждения практики в сфере деятельности муниципального контроля

Одним из основных видов нарушения земельного законодательства является использование земельных участков не по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.

Законодательством регламентировано, что владеющие земельными участками лица, независимо от наличия у них права собственности на землю, обязаны использовать такую недвижимость в соответствии с целевым назначением земли, при этом методы использования не должны наносить вреда окружающей среде, в том числе земельным ресурсам.

Обязанность по использованию земельного участка в соответствии с целевым назначением установлена ст. 42 Земельного кодекса РФ.

Право собственности на любой земельный участок на самом деле не позволяет использовать его не по целевому назначению. Хотя многие владельцы считают, что имея на руках соответствующее свидетельство, можно распоряжаться недвижимым имуществом по своему усмотрению. Из такой в корне неверной убеждённости возникают самые неприятные для собственников моменты, когда, например, местная администрация обвиняет владельца в нецелевом использовании участка, а он твёрдо убеждён, что ничего противозаконного не сделал.

Использовать земельный участок можно только согласно целевому назначению, установленному в отношении категории, к которой этот участок относится. Эта информация содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Информацию можно получить путем запроса выписки, а также в правоустанавливающих документах на земельный участок.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Вместе с тем, для использования земельного участка с иным целевым назначением необходимо внести изменения в ЕГРН. Только после внесения указанных изменений можно говорить о законности использования земельного участка с иным целевым назначением.

По целевому назначению среди земель выделяется семь категорий (п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ), в том числе земли, сельхозназначения, населенных пунктов и т. д. При определении правового режима земельного участка необходимо учитывать не только его целевое назначение, но и разрешенное использование, установленное градостроительными регламентами Правил землепользования и застройки, содержащими сведения о разрешенном использовании земель и порядке его изменения.

Не допускается использовать земельные участки не в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием. За нарушение закона частью 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях предусмотрена административная ответственность в виде штрафов. Штраф налагается государственными и муниципальными инспекторами по использованию и охране земель.

Штрафы:

1. Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, влечет наложение административного штрафа:

- на граждан в размере от 0,5% до 1% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей;

- на должностных лиц - от 1 до 1,5 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей;

- на юридических лиц - от 1,5 до 2 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей,

2. Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи 8.8 Федерального закона от 30.12.2001 N 195-ФЗ влечет наложение административного штрафа:

-  на граждан в размере от 0,3 до 0,5 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей;

- на должностных лиц - от 0,5 до 1,5 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей;

- на юридических лиц - от 2 до 10 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.

3. Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", по целевому назначению в течение одного года с момента возникновения права собственности, если такой земельный участок приобретен по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) если в отношении земельного участка у уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора имеются сведения о его неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации в течение срока, указанного в пункте 3 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", влечет наложение административного штрафа:

- на граждан и индивидуальных предпринимателей в размере от 0,1 до 0,3 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двух тысяч рублей;

- на юридических лиц - от 1 до 6 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей.

4. Неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, влечет наложение административного штрафа:

- на граждан в размере от 1 до 1,5 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей;

- на должностных лиц - от 1,5 до 2 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей;

- на юридических лиц - от 3 до 5 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее четырехсот тысяч рублей.

5. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, влечет наложение административного штрафа:

-  на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;

- на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей;

- на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей

 Пользователям (собственникам, арендаторам и т.д.) земельных участков следует знать, что правовым нарушением считается как нецелевое использование, так и вообще неиспользование участка в указанных целях. В обоих случаях владельцу грозит административное наказание в виде штрафа.

Обращаем внимание землевладельцев на необходимость использования их в предоставленных границах по целевому назначению и установленному виду разрешенного использования, не нарушая права других землепользователей.

Данные шаги позволят избежать возможности стать нарушителем земельного законодательства.

Стоит заметить, что покупка земельного участка с нарушениями не освобождает от ответственности за их наличие при дальнейшем использовании такого участка.

Прежде чем начинать строительство коммерческого объекта на земельном участке, предоставленном для индивидуального жилищного строительства, либо использовать индивидуальный жилой дом под размещение объекта торговли, правообладателю земельного участка следует ознакомиться с градостроительным регламентом в составе правил землепользования и застройки муниципального образования, так как в планировочном квартале, в котором расположен земельный участок, размещение таких объектов может быть не предусмотрено, что повлечет нецелевое использование объекта земельных отношений.

Также следует отметить, что земельные участки сельскохозяйственного назначения, предоставленные для сельскохозяйственного производства, не допускается использовать для возведения жилых домов, автомобильных стоянок и прочего, то есть в иных целях, не связанных с сельскохозяйственным производством. Такие строения могут быть признаны судом самовольной постройкой и подлежат принудительному сносу.

Наиболее частым нарушением, которое совершают правообладатели земельных участков, является самовольное занятие земельного участка. Самовольное занятие земельного участка – это незаконное завладение территорией чужого земельного участка или его части без согласия правообладателя. Завладение чужой землей без законных оснований не только повлечет комплекс мер по защите нарушенного права, но и приведет к наложению административного штрафа.

Под самовольным занятием земли понимаются следующие ситуации:       

- противозаконные действия владельца земли, направленные на расширение площади своего участка путем вынесения элементов ограждения на границу своего земельного участка;

- перенос межевых знаков на чужую территорию;

- вынесение части здания или строения на чужую территорию, либо незаконное строительство на чужой земле;

- размещение имущества на чужом земельном участке без согласия надлежащего собственника;

- эксплуатация участка без наличия правоустанавливающих документов.

За самовольное занятие земельного участка или части земельного участка законодательством предусмотрена гражданская и административная ответственность.

Статья 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусматривает санкционные меры за самовольное занятие земельного участка или его части. Административные санкции за самовольное занятие земельного участка по статье 7.1 КоАП РФ различаются в зависимости от утвержденной кадастровой стоимости земельного участка. Кадастровая стоимость определяется по итогам государственной оценки земли и служит для целей налогового учета и взыскания штрафов. Если участок имеет определенную кадастровую стоимость, штраф будет взыскан в следующих пределах:

- для физических лиц – от 1 до 1.5% от кадастровой стоимости земельного участка, сумма штрафа не может быть менее 5000 рублей;

- для должностных лиц – от 1.5 до 2% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 20 000 рублей;

- для юридических лиц – от 2 до 3% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 100 000 рублей (необходимо учитывать, что в рамках данной статьи индивидуальные предприниматели приравнены к юридическим лицам).

Основаниями для составления протоколов по ст. 7.1 КоАП РФ являются плановые и внеплановые проверки органов муниципального земельного контроля или государственного земельного надзора, либо обращения лиц о фактах самовольного занятия земельных участков.

Взыскание сумм штрафов не устраняет иные меры ответственности. Даже после взыскания и уплаты штрафа самовольный захватчик обязан освободить чужой земельный участок, снести незаконные постройки и возместить причиненный ущерб. При отказе добровольно устранить нарушение и выплатить суммы наложенных штрафов, принудительное исполнение судебных актов будет осуществляться судебными приставами.